MENU
Главная » Статьи » Архитектура и дизайн » Статьи о дизайне и архитектуре

Китайский стиль в интерьере
Китайский стиль в интерьере.

Китайская культура – это особое сознание и мировосприятие. Китай, с его спецификой жизненных условий, создал собственное понимание организации жизненного пространства. Оно воплотилось в учении фэн-шуй, зародившемся более 3000 лет назад.

Напомним, что фэн-шуй – это учение о взаимосвязи вещей и явлений, человека и окружающего мира. Один из его основополагающих принципов – это отказ от острых углов и прямых линий в пользу плавных, округлых форм и линий. Создать их помогают такие элементы интерьера, как встроенная мебель, драпировки, высокие растения в кадках, вазы, скульптуры.


Copyright © 2005-2007 «WM-PAINTING»

Мебель и пространство

Пространство для китайской культуры – понятие особое, и организуется оно по особым законам. Как уже было сказано, нежелательны резкие, прямые линии, острые углы, четкие многоугольные формы. Смягчить их можно с помощью различных приемов: расстановкой мебели и драпировкой и др.

Несмотря на характерные аскетичность и консерватизм, в оформлении стилизованного китайского интерьера мебель играет достаточно важную роль. Появившись несколько тысяч лет назад, китайская мебель изначально отвечала жизненным требованиям, а потому не отличалась излишними деталями и сложностью конструкции.

Так, китайская кровать обязана своим происхождением настилу, когда-то призванному лишь защищать от холода. Постепенно у него появились бортики, резные опоры и спинка, драпировка. Со временем богато убранная кровать стала своего рода показателем благосостояния в семье.

Характерно, что исконно китайская мебель не имела обивки, что нисколько не умаляло ее удобства; для украшения же использовались вставки из бамбука, мрамора и т.д. Ну а такие предметы, как столики, подставки, округлые плетеные табуреты и стулья, удачно дополняли интерьер. Как правило, они изготавливаются из популярных пород дерева: это вяз, тик, красное дерево, даже бамбук.

Ширмы и экраны имели особое значение – они разделяли и отгораживали пространство, расставляя необходимые акценты. В зависимости от расположения, вышитые или расписные, они становились как бы рамой для того или иного предмета, либо наоборот, занимали в композиции центральное место.

Но конечно, чтобы интерьер в китайском стиле выглядел не просто стилизацией, а нес атмосферу и ощущение Китая, нужно правильно выстроить освещение. Согласно канонам, свет в доме должен быть как можно более естественным. К примеру, лампа, спрятанная за несколькими ширмами, поможет воссоздать дневной, солнечный свет, а свет луны смогут изобразить несколько специально установленных ламп.


Аксессуары и цвет

Для отделки стен принято использовать обои из шелка или бумаги, с имитацией росписи и вышивки по шелку, краску соответствующих тонов. Также популярны лаковые орнаменты, рисунки.

К слову о цветах и тонах. Цвет в восточной символике крайне многозначен, а потому при обустройстве дома цветовой гамме нужно придавать большое значение. Так, желтый цвет – национальный, он посвящен императору; красный символизирует солнце, удачу, силу. Голубой цвет говорит о знатности, он обязательно должен быть использован в оформлении; зеленый как бы призывает к спокойствию…

Создавая те или иные сочетания, можно добиться очень многого… но при этом важно хорошо понимать культуру и традиции народа, его быт и жизненный уклад.

Статуэтки животных, сосуды, знаменитые китайские каллиграфические картины достойно дополняют интерьер, создавая законченное впечатление.

Ну а китайский фарфор уже давно стал символом хорошего вкуса, богатства и изящества, а потому предметы из него в интерьере как нельзя лучше подходят к заданному стилю.

Мебель, создающая благоприятный фэн-шуй.
Мебель
Интерьер китайского жилища почти не изменился на протяжении множества веков. Он довольно однообразен: формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Интересно, что китайцы – едва ли не единственный народ Востока, предпочитающий есть, сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье и спать не на полу, а на кровати.

Copyright © 2005-2007 «WM-PAINTING»

Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, различных плетеных изделий, мебели и для множества других целей. Мебель из бамбука имела прямолинейные формы, поскольку бамбук не гнется. Бамбуковые стулья и столы в китайском интерьере удачно перекликались с выполненными из того же материала перегородками, решетками в помещениях и мелкими плетеными изделиями.


В жилищах состоятельных китайцев основным предметом мебели была кушетка-кан: ложе, сплетенное из лыка или других волокон с изящным рисунком и с трех сторон окруженное спинками. Имелись и кровати, полностью закрытые, с боковыми поверхностями, украшенными ажурным орнаментом. Такая мебель чаще всего изготавливалась из твердой древесины, например, из черного, розового дерева и тика.


Типично китайским национальным видом мебели являются лакированные табуреты оригинальной конструкции, вставляемые друг в друга или устанавливаемые друг на друга и используемые отдельно как столики для цветов, сервировки, чайные столики.

В жилищах была и более упрощенная мебель для сидения, например, стулья, лавки. Мебель для сидения имела простые прямолинейные формы. Столы похожи на мебель для сидения, их украшали ажурной царгой. Отделка напоминала работы, выпиленные лобзиком.

Ширмы – это вообще тема отдельного разговора, в смысле их влияния на мировой интерьер. Их богатый рисунок усиливался благодаря красочно расшитым шелковым тканям. Над изготовлением этой детали интерьера работали лучшие мастера.

Copyright © 2005-2007 «WM-PAINTING»

Характерной чертой китайского интерьера были и остаются различные подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, дверок и ниш для размещения всевозможных изящных безделушек и декоративных предметов. В противоположность парадной мебели шкафы являлись простыми предметами обихода.

Китайское искусство обязано своей славой непревзойденной лаковой технике, которую китайцы освоили уже 2500 лет тому назад. Китай - родина лаковой техники. Европейская лаковая мебель делалась по китайскому образцу. Китайская лаковая мебель имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, имелись и изделия с красным и коричневым фоном. Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной древесины, применялась слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

Оформление
Дом в Китае воспринимался как прообраз Неба. Он находился в нераздельном единстве с садом и олицетворял встречу внешнего мира с внутренним. Важным элементом архитектуры и оформления традиционного китайского дома стало украшение дверей и окон. Их расположение никогда не было случайным. Широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяли интерьер с окружающим миром. Встречались двери причудливой формы: в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые ("лунные") двери символизировали совершенство бытия и напоминали о том, что "возвращение в Небо" есть состояние перехода.


Copyright © 2005-2007 «WM-PAINTING»

Внутри дома тяжелые предметы мебели занимали строго определенное место, причем их устанавливали попарно или в виде трехчастных композиций. Например, разнесенные половинки шкафа, стол с двумя стульями по бокам, курительница - с двумя вазами. По словам мудреца, расположение предметов должно создавать впечатление "живой изменчивости".

Материалы
Всемирной славой пользуется китайский шелк, который был очень популярным в конце XVII – начале XVIII века. К настоящим произведениям искусства можно отнести расписные шелковые обои, на которых чаще всего были изображены горы с причудливыми деревьями, цветущие кусты, летающие птицы, фигуры небожителей, растения и предметы, наполненные благопожелательной символикой.

Аксессуары
Фарфор в Китае появился задолго до того, как его начали изготавливать в Европе. Ассортимент фарфоровых изделий помимо столовой посуды, сосудов для вина и чайных сервизов включал в себя художественные фигурки животных и человека, цветочно-растительные композиции. Китайский фарфор отличался значительным разнообразием даже в пределах одной эпохи.


Керамика – это отдельная тема. Считается, что возраст первых керамических изделий, найденных на территории Китая, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, составляет 7-8 тысяч лет. Изготовляемые в Китае чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, чайники и многие другие изделия украшались различными поливами, рельефными и расписными узорами. Особой популярностью пользовалось изображение драконов, которое сулило хозяевам защиту от бед. Китайская керамика ассиметрична, поскольку в природе, по мнению китайцев, нет ничего повторяющегося. С точки зрения фэн-шуй, керамика – отличный инструмент, позволяющий корректировать пространство. Очень символичны в этом смысле керамические наборы из нескольких предметов, изготовлявшихся, как правило, вместе с деревянными подставками различной высоты. В возможности переставить предметы и формы, «настроить» нечто согласно сиюминутному ощущению себя, заключается элемент созерцания, без которого жизнь превращается в бессмысленную суету, а динамичность процесса перенастройки и есть Дао, что в очень приблизительном переводе означает «путь, процесс, движение». Два эти первоначала – инь и янь – управляют Вселенной. В керамике Китая отражение этих двух сил может быть выражено как в виде изображения символа инь-янь, так и за счет других художественных приемов: темные (инь) и светлые (янь) краски. В керамических наборах для саке часто используются два сосуда: один – «мужской», другой – «женский», и чаша (пиала), которая их объединяет. Не меньшей популярностью пользовалось изображение благожелательных иероглифов на керамических сосудах.


Copyright © 2005-2007 «WM-PAINTING»

Тому, кто хочет создать китайский интерьер, не следует забывать о фонариках, о великолепной китайской живописи и искусстве написания иероглифов. Ширмы и экраны, шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок были покрыты росписями и инкрустациями, изображающими пейзажи. На столах в подносах лежали камни и росли карликовые деревья. У стен размещались вазы с цветами. Важными штрихами станут букеты цветов[http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/190404.htm] – любимых в Китае пионов и хризантем. А аромат курительных палочек! Их можно было выбрать на все случаи жизни, на любой вкус и настроение.


Конечно, с точностью воссоздать в наших условиях интерьер жителей Поднебесной вряд ли удастся, да это и не нужно, считают профессионалы. Можно отвести отдельную комнату под "китайскую гостиную". Можно поселить в доме свиток с хитрой китайской письменностью или классической формы чайник – и экспансия великой культуры в мир нашего дома начнется. Будем надеяться, что вместе с интерьером, фарфоровыми изделиями и книгами китайских мудрецов к нам в дом шагнет и медиативное спокойствие и очаровывающая красота китайской культуры.


Китайский стиль интерьера

Между двумя стилями - китайским и японским, которые можно объединить под названием «дальневосточные», европейцу легко обнаружить многочисленные черты сходства. Это неудивительно - ведь японская культура в течение длительного времени испытывала мощное влияние культуры китайской.

Однако различия между этими двумя стилями не менее существенны. И связано это прежде всего с условиями, в которых развивалась каждая из культур.

Маленькая перенаселенная Япония с довольно суровыми условиями жизни выработала цельный единый стиль, одно из главных отличий которого - аскетизм и приверженность внутренним ощущениям, а не внешним эффектам.
Вследствие этого создать убедительную стилизацию под японский стиль с помощью внешних эффектов практически невозможно. Прежде чем перестраивать интерьер в японском стиле, нужно проникнуться японским духом.
С китайским стилем дело обстоит иначе. Китайская культура включает в себя множество направлений и течений, которые существенно различаются как по месту своего возникновения и распространения, так и по времени. Однако цельность каждого из этих направлений не всегда важна даже для самих китайцев. Что касается европейцев, то лишь самые продвинутые из них, обустраивая свой дом, станут вникать в тонкости и следовать, к примеру, стилю династии Мин.

Для большинства европейцев существует лишь пестрый и многообразный «китайский стиль вообще». Этому стилю отнюдь не чужды внешние эффекты. поэтому для вполне приемлемой стилизации под китайский стиль достаточно насытить интерьер предметами, которые ассоциируются с Китаем. Картины на шелке, драпировки «с драконами да змеями», как пел Высоцкий, иероглифы на стенах, китайские вазы, китайские скульптуры и китайские фонарики - все это вполне способно создать антураж, совпадающий с представлениями среднего европейца о том, как должен выглядеть китайский интерьер. Но разумеется, такой интерьер будет далек от настоящего китайского стиля.
Специфику истинного китайского стиля определяет особый подход к организации пространства. В основе этого подхода лежит фэн-шуй. В Европе фэн-шуй чаще всего называют искусством, но как и многие другие явления, пришедшие с Востока (например, шахматы), его трудно с уверенностью отнести к какой-то определенной категории. Точно так же фэн-шуй можно назвать наукой или даже религией, но и это будет не совсем верно.

Copyright © 2005-2007 «WM-PAINTING»

Фэн-шуй - это учение взаимосвязи всех вещей и явлений в пространстве, а также о связи человека со всем, что его окружает. У нас в России поверхностный подход к фэн-шуй нередко становится предметом для шуток (особенно этим славится сатирик Михаил Задорнов). Однако даже если не верить в то, что между вещами, людьми и пространством существует мистическая взаимосвязь, все равно нельзя не признать, что фэн-шуй способствует гармоничной организации пространства.
Эстетическая сторона фэн-шуй имеет высокую ценность вне зависимости от отношения к мистической составляющей. Интерьер, организованный в соответствии с принципами фэн-шуй - это прежде всего красиво.

Один из важнейших принципов фэн-шуй можно охарактеризовать, как отрицание прямолинейности. Прямым и острым углам, резким переходам нет места в китайском стиле. Конечно, в традиционных для Европы и России малогабаритных прямоугольных помещениях соблюсти этот принцип не так-то просто, но выход всегда можно найти. Драпировки, высокие вазы или скульптуры в углах, встроенная мебель, экономно использующая угловое пространство - все это поможет приблизить очертания комнаты к идеалу в китайском понимании.

Разумеется, изложить - пусть даже кратко - все принципы фэн-шуй в одной статье невозможно. Тот, кто хочет обустроить свой дом или комнату в китайском стиле, должен будет изучить их сам, начав с ознокомлением с соответствующим разделом нашего сайта. А основной вывод, который можно сделать в широком приближении, состоит в том, что китайский стиль - это явление широкое и многоплановое. К нему можно отнести как минимальную стилизацию использованием характерных акцентов - таких, как китайские фонарики, колокольчики, «музыка ветра» и картины на шелке, так и полное переустройство интерьера в соответствии с принципами фэн-шуй. Выбор вариантов почти столь же огромен, как сам Китай.



http://www.alta-d.ru
http://www.auradoma.ru
http://www.wm-painting.ru



Источник: http://www.alta-d.ru,http://www.auradoma.ru,http://www.wm-painting.ru
Категория: Статьи о дизайне и архитектуре | Добавил: dom (27.05.2008) | Автор: Rostic E W
Просмотров: 6875 | Теги: Дизайн стиль