MENU
Главная » Статьи » Архитектура и дизайн » Статьи о дизайне и архитектуре

Главный архитектор города: каким он должен быть и... должен ли он быть вообще?
На рубеже XIX и XX веков
Тот исторический центр Киева, за сохранение которого сегодня борется киевская интеллигенция, сформировался в основном за короткий промежуток времени - конец XIX - начало XX веков. Это было связано с бурным капиталистическим развитием города, который с 60-х годов XIX в. стал обретать славу «сахарной столицы» Российской империи. Если в 1865 г. в Киеве насчитывалось всего 71,4 тыс. чел., то к 1897 г. население возросло до 247,7 тыс. чел., а в 1907 г. в Киеве проживало уже 404 тыс. чел.
В 70-х годах XIX в. административный центр Киева перемещается с Печерска на Крещатик, где в 1872-76 гг. было построено здание Городской думы. В 1904 г. территория города составляла 64,3 кв. км, но уже в 1911 г. - за счет присоединения некоторых пригородных зон - 123,47 кв. км.
Возможность творческих сдвигов в киевской архитектуре стала следствием реформы городского самоуправления. С 1870 г. вступило в силу «Городское положение», в соответствии с которым муниципальными делами управляла Городская дума и ее исполнительный орган - Городская управа. К компетенции Городской управы относилось, в частности, «утверждение планов и фасадов частных зданий в городском поселении и выдача разрешений на перестройки и капитальные исправления», а также, при содействии полиции, «наблюдение за правильным производством означенных построек». Общественное строительство контролировалось строительным отделением губернского правления, а возведение культовых, казенных и благотворительных учреждений подлежало еще и соответствующему ведомственному контролю.
«Строительным статутом» Российской империи определялось, что города строятся не иначе как по утвержденным планам, изменения в которые могут вносить Городские думы. Этим же Статутом определялся статус городского архитектора. Должности городских архитекторов причислялись к составу городских общественных управлений. Городскую политику относительно частного строительства определял начальник строительного управления Городской думы, при этом основной его задачей было соблюдение интересов городской общины. Его подписи на проекте вместе с подписью одного из городских архитекторов было достаточно для того, чтобы строительство началось.
Часто складывалась ситуация, когда городских архитекторов было одновременно несколько (двое или трое). Так, например, активные инвестиции в строительство доходных домов и других коммерческих зданий привели к настоящему строительному буму в Киеве. И в 1898 г. киевская Городская дума решила, что двух городских архитекторов недостаточно, и ввела еще одну должность. Киев был поделен на три части: первая - Старокиевская, Дворцовая и Печерская, вторая - Лыбидская, Бульварная и Лукьяновская, третья - Подольская и прилегающие к ней.
Все киевские городские архитекторы получали образование в Петербурге или Москве, многие из них продолжали учебу для приобретения звания классных художников. В те времена архитекторы должны были быть одновременно и инженерами, и часто выступали как руководители строительства. До поступления на должность они имели обычно практику проектирования и строительства многих зданий и сооружений, выступали и как градостроители. Некоторые начальники строительного управления Городской думы имели высшее архитектурное образование, но были среди них и известные в Киеве люди - купцы, инженеры, военные, промышленники.
Имена тех, чьими заботами был создан гармоничный и целостный исторический центр Киева, - городских архитекторов и начальников строительного управления в период строительного бума на рубеже XIX и XX веков - известны многим киевлянам; А. Я. Шилле, В. Н. Николаев, В. А. Прохоров, А. К. Геккер, Г. П. Шлейфер, А. С. Кривошеее, И. В. Николаев, Н. Н. Казанский, Э. П. Брадтман. Активную управленческую деятельность городские архитекторы часто совмещали с проектированием объектов самого различного назначения. При этом надо помнить, что Киев в те времена был небольшим городом (по нынешним меркам), должности главного архитектора не было, однако городских архитекторов было несколько - каждый действовал на своей территории. Должность начальника строительного управления и городского архитектора никогда не совмещалась.
Не последнюю роль в создании гармоничного образа Киева играла созданная при городском самоуправлении в 1910 г. «Комиссия о красоте города». Возглавлял ее городской голова И. Н. Дьяков. В 1916 г. в состав Комиссии входили архитекторы Э. П. Брадтман, В. В. Городецкий, И. В. Николаев, художники А. А. Мурашко и С. И. Свитославский, инженеры Ф. Л. Фальберг и А. А. Ких, общественные деятели В. Ф. Дитятин и И. И. Щитковский, адвокаты Ф. Д. Бржовский и Д. С. Коджак, профессор Киевской духовной академии М. С. Гроссу - люди в городе известные и уважаемые.

Советские времена
В 1936 г. в Киеве появляется должность директора (позже начальника) Архитектурно-планировочного управления, которая совмещается с введенной должностью главного архитектора Киева. Первым эту должность с 1936 г. по 1939 г. занимал Г. В. Головко. Ему было 36 лет, в 1935 г. он закончил архитектурный факультет КИСИ, практики никакой не имел, но тогда это было нормальным явлением.
После Великой Отечественной войны на должность начальника Архитектурно-планировочного управления и главного архитектора Киева привлекались в основном специалисты, имевшие большой опыт управленческой работы (бывшие начальники отделов, директора институтов), тяготевшие к решению градостроительных задач.
В периоде 1944 г., после проведения восстановительных и строительных работ в центре, и до 90-х годов прошлого столетия Киев активно развивался, преимущественно за счет освоения новых территорий и застройки их многочисленными жилыми массивами со всеми элементами инфраструктуры, было построено также много административных и общественных зданий. Исторический центр Киева оставался почти нетронутым. Основная задача главных архитекторов (они же начальники зато уже Главного архитектурно-планировочного управления Киева) сводилась к управлению процессом гармонизации всех застроек, созданию полноценных жилых и общественных градостроительных образований. Практикой проектирования отдельных объектов они обычно не занимались, хотя и принимали активное участие в обсуждении и принятии решений по тому или иному объекту и часто выступали в качестве соавторов. Это известные киевские архитекторы - создатели Крещатинского ансамбля А.В.Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак, а также И.Н.Иванов, при котором был создан замечательный ансамбль пл. Октябрьской революции, В.И.Ежов - соавтор проекта жилого массива «Троещина», Н. Л. Жариков - соавтор проектов многих жилых комплексов (на Оболони, Троещине, Позняках и др.).

Новейшая история
Примерно с 1994 г. ситуация изменилась. В Киев пришли частные отечественные инвесторы, заинтересованные во вложении капиталов в недвижимость, что положило начало строительному буму в историческом центре города. В 1996 г. главным архитектором Киева был назначен С.В.Бабушкин, он же начальник Главного управления градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации (ЮТА). Он ввел в практику активное совмещение должностных обязанностей с разработкой авторских проектов различного назначения для строительства в историческом центре города. Сегодня ряд творческих мастерских, тем или иным образом опекаемых главным архитектором города, являются основными поставщиками проектов для центра. Понятно, что у чиновника С.В.Бабушкина не может быть претензий к архитектору С.В.Бабушкину, и все его проекты не имеют никаких препятствий к реализации. Даже те из них, которые не являются эталоном качества, выполняются с нарушением градостроительных норм и зачастую плохо вписываются в историческую среду. Достаточно назвать здание «Проминвестбанка», втиснутое между историческими домами на ул. Софийской, офисное здание на ул. Владимирской, 12, а также скандально известное сооружение фитнес-центра у крепостной стены заповедника «София Киевская».
Спорить с главным архитектурным чиновником очень сложно, поэтому в центре Киева строительство ведется хаотично, с нарушением градостроительных норм, ради возведения новых зданий уничтожаются памятники архитектуры, изуродована центральная площадь города. Можно сказать, что начальник Главного управления градостроительства и архитектуры кгГА, увлекаясь проектированием отдельных объектов, не уделяет должного внимания интересам города. Все это вызывает возмущение общественности. Понимая это, мэр Киева А. А. Омельченко заявил недавно, что планируется проведение конкурса на замещение этой должности. Но одновременно возникает и другой, более глобальный вопрос: может ли система управления архитектурной деятельностью оставаться такой же, какой она была при СССР, возможно, требуется ее реформирование?

Быть или не быть?
Ответить на этот вопрос мы попросили специалиста в данной области - доцента архитектурного факультета КНУСА, кандидата архитектуры Валерия Васильевича Товбыча.

- Валерий Васильевич, существует ли должность главного архитектора в европейских городах?
— Такой должности нет. Ни в терминологическом, ни в понятийном, ни в функциональном смыслах. Даже и представить себе такое невозможно - главный архитектор Парижа, Берлина или Лондона! В Европе есть профсоюзы архитекторов, которые возглавляют избираемые председатели профсоюзов. Есть также понятие «главный архитектор проекта». Само понятие «главный архитектор города» является абсурдным, это все равно, что главный писатель, артист или композитор города. Из своей среды архитекторы выбирают президента Союза архитекторов, но это не главный архитектор.
Должность главного архитектора города -это порождение советского тоталитарного режима, когда требовалось всю полноту власти сосредоточить в руках одного управляемого сверху человека. Совместили должность чиновничью - начальника Архитектурно-планировочного управления и творческую - главного архитектора. Одновременно максимально принизили должности городских районных архитекторов, лишив их каких-либо прав. На эти должности стали попадать юристы, учителя, был даже... ветеринарный врач.
Если мы стремимся в Европу, необходимо реформировать систему в соответствии с европейскими принципами. Многие возникающие в настоящее время недоразумения в принятии тех или иных градостроительных решений связаны именно с этим. Европейский комитет по стандартизации в Брюсселе ведет активную работу по унификации всех норм для ЕС, мы же по-прежнему продуцируем свои нормы, и весь мир нам не указ. А потом удивляемся, почему к нам так неохотно идет серьезный зарубежный инвестор. Разговариваем мы на «разных языках».

- Работая над докторской диссертацией, Вы стажировались в Бельгии и Голландии, изучали их систему управления архитектурной деятельностью. Кто там осуществляет градостроительную политику в городах?
— Выбор Бельгии и Голландии для стажировки был не случайным. Эти страны имеют сложившуюся законодательную базу и законопослушное население. Там для каждого города, а в городе для каждого района разработаны градоустроительные схемы -подробные, четко и однозначно сформулированные ограничения по типу, функциональному назначению, высоте застройки, даже, в некоторых случаях, по членениям фасадных элементов (особенно в исторической части города) и другим градостроительным параметрам. Эти документы являются законом для проектировщиков, их нарушение карается лишением лицензии и потерей профессионального имиджа. Таким образом, при проектировании снимается множество вопросов, нужно просто следовать установленным правилам и в их рамках проявлять свой творческий потенциал.
Генератором идей, координатором всех вопросов архитектурной деятельности, занимающимся разработкой всех норм, проведением конкурсов, и, наконец, пропагандой архитектурных идей, является государственный Нидерландский архитектурный институт. На мой взгляд, это одна из главных составляющих всех достижений и успехов архитектуры Роттердама, Гааги и Нидерландов в целом.
У нас аналогами такого института могут служить НИИТИАГ, НИИГРАД и др. В Украине раньше существовала очень сильная научная архитектурная школа. Многие наши теоретические разработки и сейчас реализуются в Европе. Обидно, что такой потенциал не востребован в нашем отечестве.
В Голландии за тем, как проектировщики придерживаются правил застройки в городе, следит специальное муниципальное Управление градостроительства, отстаивающее, прежде всего, интересы муниципальной общины. Это Управление является как бы посредником между общиной и архитектурными бюро. Оно в своем составе имеет разных специалистов, связанных с пожарными, дорожными, экологическими службами, организациями по реставрации и охране памятников. В случае возникновения спорных моментов, затрагивающих интересы провинций, муниципальные Управления обращаются в государственное Управление градостроительством.

- Как работают европейские архитектурные бюро?
- Все вопросы приобретения участка под строительство объекта в Европе решаются очень просто, они однозначно определены. Желающий построить что-либо, покупает земельный участок у владельца, вот и все. Затем встречаются заказчик строительства и проектировщик. Они готовят договор, разрабатывают и согласовывают архитектурно-планировочное задание.
Затем разрабатывается эскизный проект. В него входит концепция, которая включает анализ ситуации (исторической, градостроительной, пространственной, транспортной, функциональной и т.д.), схемы и планы, а также необходимые для понимания решения планы, фасады, разрезы, перспективы, интерьеры здания или сооружения. До 80% материала - это обоснование принятого решения и только 20% - иллюстрации к объекту.
Всю требуемую информацию проектировщик получает беспрепятственно, быстро и в полном объеме, часто в электронном виде и бесплатно. Все карты, выкопировки, схемы, данные по геологии можно взять из электронного кадастра.
Подготовленный проект (в нашей терминологии «эскизный проект») утверждается заказчиком и передается в Управление градостроительства на согласование. Там он направляется на экспертизу в подразделения Управления по экологии, транспорту, охране памятников и т.д. Экспертное заключение - это листик бумаги с ответами экспертов на 5-10 вопросов о том, выполнил или нет проектировщик те или иные правила.
Архитектурно-планировочные и технические решения никто не экспертирует. Считается, что это относится к компетенции архитектурной фирмы, она отвечает за это своей лицензией. Для самых сложных проектов срок выдачи заключения Управлением градостроительства составляет 75 дней (для сравнения, у нас эта процедура может занять несколько лет).

- Как Вы оцениваете нашу систему управления архитектурной деятельностью?
- Наша система неэффективна, громоздка, сдерживающая развитие городов и Украины в целом. Сложилась она из хаотичного списка организаций, служб, управлений, которые «добились» того, чтобы «втиснуться» в схему прохождения проекта. И, казалось бы, все они имеют право на существование, выполняя контролирующие и согласовывающие функции. Но... все вместе они ставят около 130 подписей на проектной документации. Не много ли? А сроки, необходимые для разных согласований? По одной из схем «Мероприятий по реализации инвестиционного проекта строительства архитектурно и технически несложного объекта при двухстадийном проектировании», общее время на согласования, утверждение и т.д. (без срока на выполнение самого проекта) в сумме составляет более 2 лет. Какой инвестор выдержит этот марафон?

- Что делается для совершенствования этой системы?
- У нас есть специальные государственные органы, работающие в этом направлении: комитет Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта и связи, Госстрой Украины, Главкиевархитектура и облархитектуры. Поэтому сказать, что совсем ничего не делается, нельзя. Приняты Законы «Об архитектурной деятельности», «О планировке и застройке территорий», «Об охране культурного наследия» и др. Для ряда городов разработаны новые Генеральные планы и Правила застройки. Частично сформирована и новая нормативная база. Есть попытки влиять постановлениями и инструкциями на наиболее болезненные места архитектурной деятельности. Но сопротивление громоздкого чиновничьего аппарата на местах сводит на нет все усилия. В качестве образца можно было бы взять систему управления архитектурной деятельностью, принятую в европейских странах. И эту работу должны выполнить архитекторы по специальности. Проблема настолько специфическая, что переложить ее решение на специалистов в области менеджмента, а тем более чиновников, невозможно.

- Что следовало бы сделать в первую очередь в Киеве?
- Прежде всего, необходимо ввести временный мораторий на строительство в историческом центре Киева, пока не будут разработаны и утверждены правила строительства со всеми требуемыми ограничениями. Нельзя допускать, чтобы один чиновник, какого бы он ни был ранга, своей властью решал, что строить или не строить в центре Киева. Правила должны разрабатывать специалисты, общественность должна быть проинформирована об этом.
Кроме того, вместо градостроительного совета, с решениями которого главный архитектор Киева, по его словам, не обязан считаться, следовало бы создать при горадминистрации «Комиссию о красоте города» или Общественный архитектурно-художественный совет, в состав которого вошли бы специалисты и представители общественности, и нужно, чтобы с решениями такого совета считались. Совет должен быть выборным, а не назначаемым. Этот Совет (комиссию) нужно привлекать в случае, когда рассматриваются и утверждаются зонинги или архитектор предлагает решения, выходящие за рамки утвержденных правил застройки.
Надо было бы упразднить должность главного архитектора Киева, чтобы не вызывать, мягко говоря, удивления у наших европейских коллег. Затем избавиться от концентрации власти в руках одной личности — начальника Главного управления архитектуры и градостроительства, как это есть сейчас. Сегодня площадь Киева составляет 820,5 кв. км, из них площадь исторического центра - 90 кв. км (11%), площадь заповедника «Древний Киев» - 175 кв. км. Памятников архитектуры в столице насчитывается 1765. Киев поделен на районы, численность населения которых колеблется от 250 до 350 тыс. человек. Одному человеку вникнуть и детально разобраться в градостроительных проблемах всех районов большого города просто не под силу. Тем более что для Киева пока не разработаны зонинги. Сто лет назад Городская дума считала, что для города с численностью населения около 250 тыс. человек необходимо 2 - 3 городских архитектора. Мы знаем, какой профессиональный уровень был у этих районных (по нашей терминологии) городских архитекторов. Необходима децентрализация управленческих функций. Нужно создать полноценные Управления градостроительства при районных администрациях города и делегировать им право принятия решений на их уровне, т.е. для районов. Это сразу снимет необходимость во многих согласованиях. Для небольших городов Украины достаточно будет городского Управления градостроительства.
Для стимулирования работы по реставрации исторических зданий необходимо снизить налог на проведение реставрационных работ по сравнению с новым строительством, как это сделано в европейских странах. Там, если инвестор берется реставрировать старое здание в центре, он платит налог всего 7% от стоимости работ, вместо 20% при новом строительстве. Таким образом, можно будет сохранить от разрушения многие памятники архитектуры Киева.
Думаю, что для реализации этих предложений придется приложить очень много усилий общественности, чиновники нелегко расстаются с властью. В архитектурной среде разрушены основы корпоративной этики. Необходимо заново воспитывать уважение к действующим законам и нормам, начать движение по пути к цивилизованным отношениям в области управления архитектурной деятельностью.



Источник: http://www.proxima.com.ua
Категория: Статьи о дизайне и архитектуре | Добавил: Rostic (25.06.2008) | Автор: Rostic E W
Просмотров: 1176 | Теги: Архитектура